Черногория. От Котора до Бара, по следам Графа Монтенегро

Первой страной, печать которой украшает мой паспорт, стала Черногория. Вдохновила меня на эту поездку, наша преподавательница в институте. Она, много лет рассказывала нам, как там красиво, что у нее живут знакомые в городе Будва, и лучшего отдыха и представить нельзя. Я же, знала эту страну больше по фильму "Граф Монтенегро"...

Поездку, так и решила посвятить местам, где проходили съемки фильма. Благо интернет еще никто не отменял, и все можно узнать.
И вот самолет начинает заходить на посадку, над самым (на тот момент), красивым аэропортом. С одной стороны горы, с другой море, а впереди залив, и город. Тиват, встретил нас сшибающей с ног жарой. Поездка наша была в конце марта, однако, в это время на побережье уже очень тепло. Ну нам казалось тепло, местные на мои туфли и платье смотрели, как на сумасшедшего. Они то еще все в сапогах и теплых куртках. Правда позже мы поняли почему....

Первая поездка за границу. До этого я только посещала Украину и Белоруссию, но как все знают, там все родное, свое, поэтому не считаю такой уж и заграницей. Готовилась долго, в принципе, как всегда. Прочитала путеводители, выписала как доехать, сколько стоит и т.д.
Вот мы с чемоданом выходим из аэропорта, и первый "развод", не побоюсь этого слова, проделывают таксисты. Уже 19 стран посетила,  и в каждой какая-то не любовь к ним, к таксистам и не доверие. Так вот, с нас и взяли за 10 минутный проезд до города Котор 20 евро ( к слову, когда нам вызвали такси на обратный путь, наши местные друзья, то стоило это по счетчику 9.5 евро..).

Первым, что видит турист выйдя из такси, это стены древней крепости. Котор,старинный город, который находится в юго-восточной части Которского залива, в подножии Ловчена ( так называется огромный заповедник, в состав которого входят горы и леса). Сам город делится на Старый, обнесенный мощными крепостными стенами, и Новый, который растянулся вдоль береговой линии. Еще одна интересная особенность: Которский залив, или как его еще называют Бока-Которски, окружен горами со всех сторон, а по побережью разбросаны маленькие городки, построенные в разные эпохи. Но, залив, совсем не залив, а фьорд. Один из самых южных в Европе.
Для справки, фьорд- это узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив, со скалистыми берегами. Летом, в залив заходят огромные круизные лайнеры, с кучей туристов.
Пройдя, сквозь главные ворота, вам откроется вид на гостиницы, ресторанчики. Кстати, именно в доме, который открывается первым вашему взору и снимали гостиницу, в начале фильма. Идем дальше.
Дальше, мы столкнулись с проблемкой. В городе очень тяжело ориентироваться, так как, Старый город это сплошной лабиринт. Мы минут тридцать лазили из стороны в сторону, и никто не мог нам объяснить где этот адрес. Google, делает чудеса, по навигатору мы вскоре нашли наши покои...
 Город, как гнездо ласточки, прямо прилип к горе, и крепостные стены тонкими нитками продолжаются до самой верхушки горы ( на фото рядом, это можно разглядеть). Венчает, эту ниточную цепочку крепость Святого Иоанна. и там же, наверху есть козья тропа, которая уводит вас в заповедник Ловчен ( до него всего 9 км). Вспоминая, что мы идем по маршруту, фильма " Граф Монтенегро", то крепость, в которой они ищу подсказки для поисков сокровищ, как раз та самая. С нее открывается, красивый вид на Котор.
Место, где мы жили, было тоже такое себе удивительное. Наша гостиница, частная, когда-то видно был дом. Мне она понравилась своим расположением, когда еще представиться возможность пожить в старинной крепости. Этим, наверное, и влюбляет в себя город.
Котор, очень милый, старинный и я бы сказала сказочный
город. Плюс, через узкую дорогу от нашей гостинице, стоит церковь, перед ней площадь с фонтаном, а далее, прижимаясь к стене еще один отель. Так вот, эта площадь активный участник в съемках фильма. Здесь, главные герои знакомятся с красавицей Славкой. В городе, много ресторанчиков. Церкви. Вечером, можно подняться по тропинки, которая  проходила прямо у нашей гостиницы, и подняться на небольшую высоту, посмотреть закат. Закат в Которе красивый, но очень ранний. Уже в 5-ть часов очень темно. Дело в том, что город окружен горами, и солнце зайдя за гору, заканчивает свой день. Местные сказали, что иногда из-за облаков, живут несколько дней в такой тьме. Но это город совсем не портит. Котор, считается городом котов. Этих милых пушистиков столько в городе,что они стали, сами как местная достопримечательность. Сдаю явки и пароли. В Которе есть магазинчик, который так и называется "Cat of Kotor", в нем вы найдете сувениры с тематикой котиков. Я там приобрела красивые доски для разделки, правда они теперь весят вместе с тарелками, жалко на такой что-то делать.
Еще, в городе есть пиццерия, правда название ее я не запомнила, она прямо в центре города. Там очень вкусная пицца, всем советую.
Что посмотреть?
Пройтись вдоль набережной, посмотреть старинные корабли на причале. Погулять в самом Старом городе. Зайти в кафедральный собор. Посетить магазинчики сувениров, особенно хороши hand made. Подняться на крепость св. Иоанна. Для подъема есть два способа. Первый прямо из стен города, это многочисленные ступени, до развалин, после развалин продолжаются до самой крепости. И второй способ, выйти из города через западные ворота, перейти мост через реку, и вы увидите тропинку в виде серпантина, до церкви. От нее по малой тропе до крепости. И будьте аккуратны, возьмите с собой воды, и делайте остановки.
Подъем к крепости св. Иоанна.
От Котора, мы поехали в город Бар. Этот старинный город, если честно не произвел на нас особого впечатления. В отличии от Котора, Будвы и других городов, Бар скорее для пляжного отдыха. Здесь, хорошая береговая линия, налажена паромная связь с Италией, можно добраться до города Бари на итальянском побережье( цена от 70 евро, каюты зависят от класса, потребуются виза).
Еще в Баре можно посмотреть старинную крепость, точнее что от нее осталось. Мы брали такси, хорошо что с нами была девушка, местная, которая очень хорошо сторговалась по цене ( туда и обратно 10 евро).
Набережная в городе Бар
Вид на Крепость
Будва.
Этот славный город, на побережье Адриатического моря, берег Будванской Ривьеры, самый привлекательный туристический район черногорского побережья.  Будва, является жемчужиной среди других городков. Этот город, мне лично напоминает нашу Ялту, своим расположением. Позади город упирается в горы, впереди его умывает теплое море.
В Будве, очень много русских, недавно отрыли русскую школу.
Как на типичном курорте, здесь проводят множество фестивалей, праздников. Много ресторанов, клубов, магазинов.
Для ценителей старины,  тоже много интересного: церкви, цитадель.
В отличии от цитадели в Которе, в Будве, практически нет жилых домов. В цитаделе находятся магазины, магазины и рестораны. Можно прогуляться по крепостной стене.

Мы брали прогулу на катере, и посмотрели ближайшие острова, а так же знаменитый остров Св. Стефана, на котором находится крепость, в ней
гостиница. Весьма популярная, стоит бронировать заранее.
Тут же, на причале, продают свеже-выловленые
морепродукты, осьминогов, рыбу...
Можно организовать рыбалку в открытом море.
Будва, когда-то, как и почти вся территория Черногории, входила  в состав Римской империи.
Дух тех времен, чувствуется в воздухе...
Будва, не только старинные домики, с красной черепицей, но и море, прибрежные скалы, словно халва, слоем за слоем греются на соленом, теплом солнышке...
От Будвы до Котора, курсирует автобус ( за 2.5 евро), и можно доехать на такси, мы сторговались за 15 евро.
Посетите один из многочисленных ресторанов.
Здесь хорошо готовят морепродукты.
В одном из таких ресторанов, мы попробовали кальмаров на гриле, с каким-то очень вкусным гарниром. Так и не поняли что за специи добавили в обычную картошку, но было очень вкусно...

Самое вкусное, и знаменитое блюдо, это Негушки стейк,- мясо в панировке, фаршированный ветчиной и сыром. Вкусняшка редкостная, рекомендую. Рассчитайте свои силы, порции огромные.
Национальный парк Скадарское озеро.
Скадарсое озеро- самое крупное озеро на Балканах. Большая его часть, принадлежит Черногории, другая Албании. В озере водится около 40 видов рыб, на его берегах обитает 270 видов птиц, включая таких, как черные ибисы. Как вы понимаете, главные развлечения - это рыбалка и катание на лодках( в тур фирме нам предложили час катания за 60 евро, катались вдвоем на огромном катере. В сезон народу больше, может и цена другая). Город Вирпазар, находится на трассе Бар-Подгорица. Дорога от Бара проходит в туннеле, который выбили в скале, протяженностью около 14 км. Вирпазар, является своеобразным отправным пунктом. В нем рестораны, кафе. В одном из  них, мы попробовали местный деликатес, речного угря, жаренного на гриле.
Так же, в городе отреставрировали крепость, она маленькая, по сравнению с крепостями других городов, но с нее красивый вид на озеро, и симфония местных лягушек...
Национальный парк Дурмитор
Для меня он стал самым потрясающим местом в Черногории. Парк, основанный в 1952 году, в 80-х годах был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Его территория, это "27 вершин высотой более 2200 м, 48 вершин высотой более 2000 м, 5-ть каньонов, включая каньон реки Тара, самой длинной в Черногории, 18 озер, 748 горных источников"[данные взяты из путев. Вокруг света, для справки].
На деле, это нескончаемые леса, озера...
Мы приехали в парк в марте, если на побережье было +25, то в районе города Жабляк было не больше 12. Местами еще лежал снег. Нас не остановил холод, и даже то, что наша одежда и обувь не подходили для этой поездки.
Мы успели побывать у Черного озера.
По дороге до озера, видели местные подснежники, как я думала. Только на днях, пытаясь приготовить паэлью, мне понадобился шафран. Залезла в интернет, и что я вижу, картинку моего подснежника. Оказывается, что крокусы, одна из разновидностей шафрана.

Сам парк, это отличное место для активного отдыха, эко-туризма. Город Жабляк, считается центром горнолыжного курорта. Много походов в горы.
После Жабляка, мы поехали в каньон реки Тара. Сама река очень красивая, у нее ярко-бирюзовый цвет. Каньон, считается самым глубоким в Европе, и второй в мире после Гранд-каньона реки Колорадо. К сожалению, в марте, деревья все без листьев, да и реку было как-то не очень хорошо видно. Но  остались довольны. Вообще, в Черногории, нельзя сказать "нам не понравилось". Здесь, такого нет. Природа, захватывает с головой, милые города, маленькие деревушки, домики с красной черепицей, как пряничные.

Каньон реки Тара
Пераст.

Небольшой город, в 20-ти минутах от Котора. Автобуса до самого города нет, только проходящие. Когда-то, этот маленький город, зажатый между заливом и трассой, был базой для пиратов ( название города, произошло от иллирийского племени, а не от проживающих пиратов). Находился под властью Венеции. Петр Первый присылал сюда своих учеников для обучения судостроения.
Для нас, город интересен островом Богородицы, и островом Св.Георгия, на нем находиться монастырь. Как, помним из фильма,  главные герои, после побега от бандитов, выплыли, как раз на набережную Пераста.
Что еще интересного в городе? Есть морской музей. Но, честно кроме фотогеничного вида, старинных церквей и ресторанов, ничего нет. Даже улица одна в городе.
От Пераста, можно пешком дойти до другого городка, Рисан.
Рисан.
Старейший и интересный город, основанный в 3-ем веке до н. э.. Рисан удивителен. Его жители, единственные не были моряками, в нем не было порта. До 476-го года, город принадлежал Римской империи. Сам город небольшой. Но, интересен  остатками  древних римских домов. Интересные  достопримечательности города, это раскопки древней римской виллы. На полах сохранилась древняя мозаика. Главная ценность этой мозаики, это единственное сохранившиеся изображение древне-римского бога сна Гипноса,  2-3 веков.
Дренве-римский  бог Сна Гипнос

Поворот до музея, мы пропустили, и каким-то образом вышли к кладбищу. На наше счастье, встретили местного дедушку, который проходил по соседней улицы. Дедушка, узнав что мы из России, обрадовался. Вместо объяснений, как дойти до музея, нас сам проводил и по дороге на очень плохом русском, рассказал, как он бывал в Москве.
Кстати, такое радушие, мы встречали повсеместно.
От Рисана, проехав пять минут, находится, небольшой поселок. В нем можно взять такси, и доехать до пещеры, в которой находятся наскальные рисунки древних людей. Мы, к моему большому сожалению, туда не попали.
Следующая  остановка, на нашем пути, был город Херцег-Нови.
На нас, если честно, город не произвел особого впечатления. Есть крепость, магазины рестораны. Не плохой вид на залив. Наверное, нам там было не очень, поточу что, мы обошли пять ресторанов, но так и не где не нашли пасты с морепродуктами, сказали не сезон ( хотя на днях, мы ели эту пасту в Баре, а потом по приезду еще и в Которе).
На этом городе, наша прогулка по Черногории закончилась.
Посетите первую столицу Черногории город Цетине, очень тихий городок. Правда, в нем холоднее, чем на побережье, или даже в самом Которе. От Котора до Цетине всего 9 км, но по горам, прямого автобуса нет, все едут через Будву, что где-то 21 км от Котора. Если вы на машине, или на велосипеде, то вам как раз по короткой дороге. Цетине, это своеобразные ворота в национальный парк Ловчен. Он интересен своими лесами, и мавзолеем Негушей, находящимся в парке.
 Цетине, последний пункт, по путешествию, по следам съемок фильма. Финальные сцены, снимались в старинной столице...

Но, на этом Черногория не заканчивается.
Стоит посетить столицу Черногории город Подгорица. И скальный монастырь Острог.
Город Плав, и озера находящиеся в его окрестностях. Город Улцинь, на границе с Албанией.
Для тех, у кого времени много, и есть виза, из Херцег-Нови, организуются туры в Дубровник.

Если у Вас два дня.
Из выше всего изложенного, я бы предложила остановиться на Бока-Которская, и городах Котор, Пераст, Рисан. Достопримечательности здесь можно посмотреть за один день, из-за близкого расположения этих городов. И как альтернативу у моря, город Будва. За два дня, довольно реальный маршрут. Кому спешка ни к чему, то выбирайте любой из городов...
Как добраться
В Черногории два аэропорта, в столице Подгорица, и городе Тиват.
Выбирать надо, исходя из того, где вы останетесь.
Билеты Москва-Тиват-Москва от 18300, компании S7
Билеты Москва-Подгорица-Москва от 17730, транзитный.
Мой совет, выбирать аэропорт города Тиват, он расположен ближе ко всем городам на побережье, и Которском заливе. От Подгорицы, до Котора 86 км, до Будвы 64 км., а от Тивата до Котора 11 км, Будва 25 км.
Виза
Для граждан России, виза в Черногорию не требуется, сроком на 30 дней.
Но, есть такая маленькая особенность, про которую я узнала только на форуме, и по приезду в Котор. Гражданин России должен зарегистрироваться в отделении полиции и получить справку, на срок пребывания в стране, так называемый Белый кортон.
Обычно, этим занимаются гостиницы, они сами при приезде туристов регистрируют их в полиции. Но поскольку мы приехали в частную гостиницу, нам пришлось самим. Процедура не страшная, главное понять где участок. Нам показали на залив, и только вечером, глядя на карту я поняла, что не в заливе участок, как я блондинка подумала, а на другой стороне. В участке, дежурный полицейский разговаривал только по-сербски, но увидев паспорт, сразу спросил про Белый картон. А вот комиссар, по русски говорил хорошо, даже поболтал с нами, и на обещание вернуться летом, выдал реальные картонные бумажки. На них всего навсего наши паспортные данные, адрес по которому мы жили и печать участка, с росписей комиссара.
Зарегистрироваться, надо в течении 24 часов. Бумагу могут проверить полицейские, при проверке документов, или если вы решили поехать в соседние государства. Штраф что-то около 60-100 евро, точно не помню. На практике ее у нас никто не проверял, но с ней спокойнее было. При вылете из страны, на паспортном контроле ее забрали.
И еще, в аэропорту надо заплатить 15 евро, при выезде из страны. Обычно, эта сумма включена уже в билет ( мы летали S7, и ничего не доплачивали, хотя в аэропорту про это везде написано). Будьте внимательны.
Валюта
В Черногории валютой является  евро.
Где жить
Жилье, так же разнообразное. От хостелов до частных домой. Цены весьма демократичны.
Где поесть
С едой проблем вообще нет. Множество ресторанов с европейской кухней, а так же с местной. Рыбные рестораны больше для туристов, так как местные жители предпочитают мясо. Цены так же разнообразны, счет за пасту с морепродуктами и апельсиновым фрешем за двоих у нас составил 24 евро.
Безопасность.
Черногория довольно безопасная страна, тихая и спокойная. К русским относятся хорошо,но стоит быть внимательными, что вам очень часто будут завышать цену, от ее реальной стоимости.
Климат
Лето,довольно жаркое. Хорошо подходит для курортного отдыха. Зима на побережье мягкая +10-15 градусов. В горах, это обилие снега и морозы.
Мы приехали весной, и столкнулись с такой проблемой. Днем было жарко до +25, а после захода солнца до +8, иногда меньше. Из-за такого перепада, местные еще были тепло одеты. Мы же совершали забеги от автобуса до дома.
Транспорт
Хорошо развито автобусное сообщение. Но стоит заранее брать билеты на обратные рейсы, особенно в Котор, например из Бара, так как тут автобусы ходят по расписанию. Проще добраться до Будвы, из нее автобусов до Котора, например, вдвое больше, и последние довольно поздно выходят. Все города, связанны между собой, поэтому уточняйте, идет он до нужного места, если ловите на дороге.С такси лучше сразу договариваться о цене, по счетчику не всегда выгодно, мы так не очень хорошо попали на Скандарском озере, пытаясь добраться до Бара.
Добраться до парка Дурмитор, не совсем просто. Если вы живете в Которе, то вам надо, доехать до Подгорицы, там сесть на автобус до города Жабляк, а там еще на местной маршрутке или такси до парка.
Мы познакомились с хозяевами нашего отеля, они посоветовали таксиста, который за 100 евро, весь день покатает нас по парку, и всем ближайшим интересностям, но у таксиста не получилось, и хозяева сами нас отвезли, за туже сумму и по тому же маршруту. Еще, можно попробовать воспользоваться услугами местных турфирм. Но не в сезон, экскурсий очень мало.
До Скадарского озера, можно доехать на автобусе из города Бар. Прямого рейса нет, только проходящие до Подгорицы. Минус, обратно, придется ехать на такси. Мы ждали около 2-х часов, ни одного автобуса, возможно они едут по другому маршруту. Такси, лучше поторговаться, и договариваться сразу. Если по счетчику, как попали мы, то это около 36 евро ( а можно было за 15 евро доехать).

Черногория, предоставляет развлечения на любой вкус. Тесная историческая связь с Россией, делает ее такой родной и еще более интересной. Здесь бывали цари и монархи, мы вместе воевали. Люди относятся к нам хорошо, и радушно принимают. Вкусная еда, и шокирующая красота природы. Древняя история, и самобытная культура... Это все Черногория, одна из любимых мною стран нашей планеты...
P.s. Да, самое главное. Если вы решите нарвать мандарин, что растут в Которе на деревьях, куда не глянь. Хочу предупредить: они дикие, и от этого очень кислые...